Борисоглебский погост
Возникновение деревни Заболотье связано с древнейшим погостом в Домодедовской волости Московского уезда – «погостом в Ростовцах», находившимся в двух верстах выше по течению реки Пахры от села Домодедово. На погосте была церковь во имя убиенных благоверных князей Бориса и Глеба.
В 1628 г. в приходных окладных книгах Патриаршего приказа сказано: «Церковь Бориса и Глеба, что в Ростовцах Домодедовской волости». Борисоглебский погост в 1628 г. находился в Боровской десятине. В 1635 г. он значится уже в «Перемышльской десятине, Домодедовской волости, что в Ростовцах».
В 1646 г. в переписных книгах сказано: «Погост под деревнею Заболотье, а на погосте двор попа Василия Иванова, двор дьячка Фомы Юрьева, двор пономаря Степана Иванова».
В 1654 г. «по новому письму и дозору Михаила Павлова на церковь Бориса и Глеба положено дани 25 алт., 2 ден., заезда гривна». В 1666 г. «данные деньги платил князя Юрья Ивановича Ромодановского человек» (Патриарш. приказ. кн. 2, кн.196). В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. записано: «церковь Бориса и Глеба Перемышльской десятины, Замыцкого стана, на погосте, в вотчине боярина князя Юрья Ивановича Ромодановского». Священником в то время был о. Гавриил Родионов.
С 1697 г. церковь Бориса и Глеба числилась в Пехрянской десятине «в вотчине князя Федора Юрьевича Ромодановского, что в Ростовцах», а в 1730 – 1739 годах – «в вотчине князя Ивана Юрьевича Ромодановского».
В 1704 г. в переписных книгах сказано: в Московском уезде Ростовской волости «погост Борисоглебский, на реке Пахре, а в нем церковь Бориса и Глеба деревянная, на погосте». В то время священником был о. Федор Еремеев, «а он, убит до смерти от воровских людей тому с год». При храме жили тогда «дьячок Осип Акинфиев, пономарь Яков Гаврилов, во дворе той же церкви причетник Кирилл Гаврилов».
В 1734 г. (7 октября) издан «указ о строении церкви, по челобитью вдовы княжни Анастасии Федоровны Ромодановской, да графа, Михаила, Гавриловича Головкина служителя Алексея Фатуева, велено в Московском уезде, в вотчине их, в селе Борисоглебском, вместо ветхой Борисоглебской церкви, на том же месте, построить вновь церковь деревянную во имя того же храма». В 1735 г. сказано: «Июня в 26 день, запечатан указ о освящении церкви Успенского собора протопопу Никифору Ивановичу, против прошения вдовы княгини Настасьи Федоровны Ромодановской, да тайного советника и кавалера графа Михаила Гавриловича Головкина служителя Алексея Фатуева, велено новопостроенную в подмосковной их вотчине в селе Борисоглебское, деревянную церковь Бориса и Глеба освятить на выданном антиминсе».
С исчезновением Борисоглебского погоста, закрытия церкви, исчезло село Борисоглебское, а Заболотье осталось деревнею. Первое упоминание о деревне Заболотье в переписных книгах относится к 1646 г., однако, можно предположить, что деревня возникла гораздо раньше.
В документах о Борисоглебском погосте имеются разночтения: в одних указывается «погост в Рославцах», в других – «погост в Ростовцах».
В первой половине XVI века на берегах реки Пахры (село Заболотье, село Домодедово, село Ям и село Колычево) стояли русские резервные войска для обороны южной границы Московского государства от набегов крымских татар. За первую половину XVI века крымские татары совершили 48 набегов на русское пограничье. В середине XVI века пограничная линия, где стояли воеводы с полками, проходила по городам: Путивль – Рыльск – Курск – Ливны – Елец – Шацк – Темников.
В девятнадцатом веке деревня Заболотье находилась в Дворцовом ведомстве, в ней в 1852 году насчитывалось 36 дворов и 331 житель.
В 1995 году в деревне Заболотье насчитывалось 54 дома с 95 жителями.
Последним священником в храме был, ныне перечисленный к лику святых священномученик о. Николай Добролюбов.
Господь призвал его к служению в 1920 г. Тогда, в самый разгар гражданской войны, голода, во всю силу развернутых гонений на церковь, мирный чиновник почтового ведомства в возрасте 45 лет стал диаконом. Очевидно, что при таких обстоятельствах вступление в клир гонимой Церкви означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 1920-ые гг. точно неизвестно. В 1930-1931 гг. он был диаконом в храме вмч. Димитрия Солунского в Москве. В это время он был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.
В начале 1930-х гг. диакон Николай Добролюбов был рукоположен во священника, и примерно в 1933 г. стал настоятелем Борисоглебского погоста Подольского района Московской области, где в 1910-ых гг. служил псаломщиком его брат – Петр Алексеевич Добролюбов. В приход храма входило семь деревень, достаточно удаленных друг от друга, кроме того, отцу Николаю приходилось окормлять те села, в которых к этому времени храмы были уже закрыты.
Арестовали отца Николая 24 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации (ст.58 п.10), и во время следствия его держали в Серпуховской тюрьме.
На допросах следователя особенно интересовала связь отца Николая с благочинным Подольского района протоиереем Николаем Агафонниковым, который был расстрелян за три месяца до этого (5 ноября 1937 г.). Отец Николай Добролюбов мужественно держался на допросах и не отрицал, что разделял взгляды своего благочинного на богоборческую власть, но не соглашался с обвинением в контрреволюционной агитации среди населения.
19 февраля 1938 г. судебная тройка при управлении НКВД СССР по Московской области приговорила отца Николая Добролюбова к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 26 февраля 1938 года. Место его захоронения неизвестно.
В советский период уголок Домодедовской земли, который занимал Борисоглебский погост, попал в орбиту щербинской свалки, а здание церкви Бориса и Глеба используется под склад.
В настоящее время в Бориоглебском погосте зарегистрирована община верующих, ведется работа по возвращению храмового комплекса Русской Православной Церкви.
Проезд от Москвы: От Павелецкого вокзала до ст. «Домодедово», далее автобусом на Подольск до ост. «Щербинка».