Известная личность
Нет изображения

Косарев Борис Васильевич (96 лет)

Поделиться:
Дата рождения:
4 августа 1897 г.

Дата смерти:
23 марта 1994 г.

Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.

Наш проект создан для того, чтобы люди могли хранить память о своих предках и делиться ею. Не стесняйтесь, напишите историю жизни, добавьте фотографии, возможно, когда-то наш проект станет книгой памяти для миллионов людей.

Украинский художник-кубофутурист, график, один из крупнейших сценографов УССР 20-х — 40-х годов XX века.

Б. В. Косарев родился 23 июля (4 августа) 1897 года в Харькове в семье инженера-путейца Василия Сергеевича Косарева и литовской крестьянки из деревни под Каунасом Олимпиады (Айи) Павловны Веснечуле. Будущий художник воспитывался в интеллигентной семье, где почитали искусство, любили музыку и литературу. Отец играл на гитаре, пел, читал стихи. Двухэтажный дом Косаревых в посёлке Южном, где проживала инженерная элита Южной железной дороги, был шумным и гостеприимным. В нём часто устраивались домашние спектакли с участием младших сестёр Олимпиады Павловны, для которых маленький Борис придумывал костюмы из тканей, достававшихся из бабушкина сундука. Лицо любимой тётушки Павлины расписывал акварельными красками сердечками и стрелами. Мать покупала сыну цветные мелки, это были его первые опыты с пастелью. Будучи женщиной набожной, Олимпиада Павловна часто рассматривала с юным Борисом иконы. Цветовая гамма икон станет излюбленной цветовой гаммой Косарева. Впрочем, отец настаивал на техническом образовании для сына.

В 1905 году, когда Борис должен был поступать в гимназию, материальное положение семьи сильно пошатнулось: отец получил тяжёлую травму головы и вынужден был оставить работу. Бориса, вместо гимназии, отдали в начальную школу при семинарии, после чего, по настоянию матери, он должен был поступить в духовную семинарию. Семья к тому времени переехала в Харьков, по соседству с домом родителей будущего друга и единомышленника Косарева — Василия Ермилова.

Весной 1911 года, намеренно провалив вступительный экзамен в семинарию (что было для Косарева не так просто: он получил основательную подготовку в начальной школе при семинарии, в частности в области старославянского языка), 14-летний Косарев поступил в Художественно-ремесленную учебную мастерскую декоративной живописи Харьковского общества грамотности на Ветеринарной (ныне — ул. Гиршмана), 26 , которой с 1 марта 1909 заведовал Л. И. Тракал. Помимо профессиональных и общеобразовательных предметов тут преподавали также черчение и народный орнамент. Его товарищами по школе были Г. Цапок и В. Ермилов.

Первые заметные выступления юного художника со своими работами относятся к предвоенному периоду. Так, 3 марта 1914 года газета “Южный край”, резко отозвавшаяся о выставке “Т-ва харьковских художников”, из 300 представленных на ней работ отметила только двух авторов: выдающегося пейзажиста М. Беркоса и две пастели 16-летнего Косарева.

В 1915 году Косарев без экзаменов был зачислен в Художественное училище, где учился у А. Кокеля— живописи, у М. Р. Пестрикова — рисунку и у А. М. Любимова — работе с темперой и клеевыми красками. Основными предметами его на протяжении всех трёх лет обучения были станковая живопись и рисунок.

В числе его однокашников — друг и единомышленник Владимир Бóбрицкий (Бóбри), эмигрировавший в 1920-х годах в Америку и прославивший там как «импресарио иллюстрации».

В 1914—1915 годах под руководством будущего мужа тётки, художника-декоратора Александра Григорьевича Гончаренко Косарев расписывает несколько церквей.

В 1915 году Косарев пробует свои силы как помощник декоратора под рук. М. Я. Офенгендта в Летнем театре оперетты. Через год, в сезон 1916—1917 годах, Косарев совместно с Бобрицким принимает участие в оформлении “Бранда” Г. Ибсена в Харьковском драматическом театре: ему поручают пейзажные сцены. С этого начинается его карьера театрального художника.

В эти годы Косарев исповедует эстетические идеалы футуризма — входит в группу харьковских кубофутуристов “Союз Семи”. Её членами были также В. Бобрицкий (1898—1986), В. Дьяков, Н. Калмыков, Н. Мищенко (1895—1960), Г. Цапок (1896—1971) и Б. Цибис[5] (1895-1957).

В 1918 году группа издала альбом своих работ под названием “Семь плюс Три” ("Три" — это друзья и единомышленники "Семёрки" художники-авангардисты Александр Гладков, Василий Ермилов и Мане-Кац).

Весной 1918 году Косарев и другие члены “Семёрки” участвовали в выставке “Союза искусств” (открылась 7 мая в Художественном училище; выставлялись также В. В. Бобрицкий, Л. П. Гертик, А. Н. Грот, М. Л. Мане-Кац, Н. Р. Саввин, Цапок, Георгий Антонович|Г. А. Цапок, Б. Цибис и др.; ниже см. рецензию).

Летом того же года вместе с Мищенко и Цибисом Косарев оформил несколько номеров журнала “Колосья”, а с Бобрицким и Цапком — помещение артистического театра-кабаре “Дом артиста”. Эта его работа вызвала повышенный интерес в городе. М. В. Чернова, ссылаясь на свидетельство Цапка, пишет, что фонари, расписанные Косаревым, хвалили В. В. Маяковский, режиссёр Н. Н. Евреинов, художник Н. П. Акимов и др.

Театральные работы 1919 года — оформление спектаклей «Вознесение Ганнеле Маттерн» Г. Гауптмана, «Пан» Ш. Ван Лерберга, «Собака садовника» Лопе де Вега, «Брандт» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Евреи» Е. Н. Чирикова (все — совместно с В. Бобрицким и в постановке Б. С. Глаголина).

Летом, когда в Харьков вошли регулярные части Добрармии, Косарев некоторое время прожил на загородной даче своих близких знакомых сестёр Синяковых — вместе с Велимиром Хлебниковым. А несколько позже был мобилизован и ушёл из Харькова с отступающими войсками Деникина.

Спустя некоторое время, оказавшись в Одессе, Косарев познакомился с Бабелем, благодаря которому получил работу в Губиздате. Приехавший в начале 1920 года в Одессу из Киева Борис Ефимов, назначенный руководителем “Изагита” при ЮгРОСТА, назначил Косарева руководителем худ. мастерской. Вскоре, после отъезда Ефимова, Косарев возглавляет всю мастерскую ЮгРОСТА.

Во время пребывания в Одессе (1920—1921) Косарев принимал участие также в расписывании агитпоездов и зала заседаний губревкома, в оформлении ул. Пушкинской к Конгрессу III интернационала, периодически оформлял спектакли (“Зелёный попугай” по А. Шницлера — совместно с худ. Фазини; “Сверчок на печи” по Ч. Диккенсу — в театре “Красный факел”).

В июне 1921 года мастерская ЮгРОСТА была переведена в Харьков. Продолжая ею руководить, Косарев возобновляет свою работу в театре: Косарева, Г. Цапка и Н. Акимова приглашают в первый на Украине театр для детей (созданный в марте 1921 на базе Харьковской высшей театральной школы). Кроме того, в 1921—1923 годах Косарев у Н. Синельникова оформляет “Слугу двух господ”, и в Народном доме — “Мещанина во дворянстве”. Среди лучшего оформления тех лет — эскизы сценического пространства и грима действующих лиц спектакля (в технике коллажа) к “Хубеанам” Р. Победимского.

В 1923 году Косарев становится членом Товарищества деятелей искусства. Вместе с художником В. Г. Меллером и давним товарищем Г. Цапком иллюстрирует альбом для Красной армии “Наука и религия”. За три года они изготовили около 150 плакатов, вошедших в альбом, выпущенный издательством “Червоний шлях”.

В 1928 году Косарев принимал участие также в передвижной выставке ОСМУ (июнь-окт.; с. Каменское Запорожской обл., Запорожье, Днепропетровск) — в рамках “Всеукраинской юбилейной выставки, посвящённой 10-летию Октября” (1927—1928).

Лучшее оформление — к спектаклям: “За двумя зайцами” М. П. Старицкого, “Марко в пеклi” И. Кочерги (оба — 1928) и “Коммольцы” Л. Первомайского (1930) — в Харьк. Червонозаводском Театре; “Соло на флейте” И. Микитенко (1932); “Мартин Боруля” И. Карпенко-Карого (1934) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко; “Скупой” Ж.-Б. Мольера (1937), “Івасик-Телесик” А. Шияна (1938) и “Бременские комедианты” бр. Гримм (1940) в Харьк. ТЮЗе; “Ярослав Мудрый” И. Кочерги (1946) в Харьк. театре украинской драмы им. Т. Г. Шевченко, — за этот спектакль Косарев был удостоен Сталинской премии 1-й степени за 1947 г.

Косарев был не только талантливым художником, но и прекрасным фотографом. В 1929 году он сделал серию снимков Сорочинской ярмарки — последней перед коллективизацией. До наших дней сохранилось около трёх десятков стеклянных позитивов, представляющих уникальную историческую и художественную ценность. Также как фотограф Косарев в качестве ассистента Д. П. Демуцкого принимал участие в съёмках "Земли" А. П. Довженко. От этого периода остались негативы и позитивы, на которых запечатлены рабочие моменты съёмок, фотопробы и проч.

Член СХУ с 1944 года. Многие годы преподавал в Харьковском художественно-промышленном институте (с 1952 года профессор). Обучал несколько поколений театральных художников и дизайнеров. Среди учеников — Ю. В. Горбунов, Т. Д. Медведь, П. А. Осначук и др.

Единственная прижизненная персональная выставка состоялась в 1960-х гг.

Работы хранятся в музеях Италии, США, Франции, Югославии, России и Украины.

Умер 23 марта 1994 года. Похоронен в Харькове на 13-м кладбище.

200x230
Окраска металлической ограды с предварительной зачисткой и грунтовкой
210 BYN
Уборка мусора, листвы, упавших веток, удаление сорняков, мойка памятника, поливка цветов и других растений
115 BYN
Обновление гравированного портрета на памятнике (он становится ярким, светлым и видимым в дождь)
115 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) цветной камень (мрамор или крошка)
230 BYN
Обновление гравированного текста на памятнике (до 60 знаков) черный гранит
115 BYN
Обработка участка от муравьев
35 BYN
Защита вазы из натурального камня на зимний период
60 BYN
Открытие вазы после зимнего периода
35 BYN

Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти

Выберите изображение к словам благодарности (цветок, свеча, венок и пр.)
*
Изменить или уточнить
Все права защищены © 2021 “Проект Помним”