Авенариус Георгий Александрович (54 года)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский киновед, один из основоположников изучения кинематографа в СССР.
В 1926 году закончил Одесскую актёрскую студию Общества друзей советского кино. Снимался в ролях второго плана в немых фильмах украинского производства — «Спартак», «Тарас Трясило» (оба — 1926), «Джимми Хиггинс» (1927) и других. Работал ассистентом оператора на съёмках нескольких фильмов, в том числе фильма Александра Довженко «Звенигора» (1928); одновременно учился на операторском факультете Одесского кинотехникума, который окончил в 1930 году. Был приглашён на преподавательскую работу в только что организованный Киевский киноинститут, где в 1932—1936 годах читал курс истории и теории советского и зарубежного кино. Опубликовал первые статьи по теории кинематографа: «К методологии определения киножанров» («Пролетарское кино», 1931, № 10 и 11), «Монтажные теории Эйзенштейна» и «Экспрессионизм в советском кино» (обе на украинском языке в журнале «Кино» в 1932 и 1933 годах).
Первые работы Авенариуса по истории кино вышли на украинском языке в журнале «Радянське кіно» в 1935—1936 годах. Одни из них носили обзорный характер («Сорок лет кинематографа», «К истории развития украинской комедии»), другие — характер монографий («Проблема художественного образа в фильмах А. П. Довженко», «Рене Клер»). Тогда же была опубликована первая работа Авенариуса о Чарли Чаплине («Творческий путь Чарли Чаплина» — «Радянське кіно», 1936, № 8). Затем его пригласили работать в Москву во ВГИК, где в 1936—1941 годах он создал фундаментальный курс истории зарубежного кино и написал ряд искусствоведческих исследований. С 1939 года он также курировал сбор, систематизацию, хранение и описание фильмов[1]. В октябре 1948 года был назначен старшим научным сотрудником отдела обработки заграничного фильмофонда, перейдя в Госфильмофонд с должности старшего консультанта отдела информации и рекламы Всесоюзного кинообъединения «Совэкспортфильм», а вскоре стал начальником этого отдела.
В послевоенный период деятельность Авенариуса подвергалась резкой критике, что привело к появлению ряда его работ, в которых тенденции развития западного кино разбирались с сугубо «идеологической» точки зрения, сведённых в труд «Американское кино на службе реакции». В 1950-х годах он написал также несколько работ о взаимоотношениях с кино видных деятелей мировой культуры — Льва Толстого, Фёдора Шаляпина, Бернарда Шоу. Во второй половине 1950-х годов был автором и ведущим популярной телевизионной передачи об истории кино.
Особое место в работе Авенариуса занимало исследование творчества Чарли Чаплина. С конца 1930-х годов он опубликовал целый ряд посвященных ему статей и активно работал над двухтомным очерком творчества Чаплина, однако закончить успел только первый том, охватывающий период до 1923 года. Книга «Чарльз Спенсер Чаплин: Очерк раннего периода творчества» была издана в 1960 году (Москва, Издательство Академии наук СССР).
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти