Алексий (Сергеев) (69 лет)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Архиепископ Русской православной церкви, в миру Виктор Михайлович Сергеев.
Из мещанской семьи. В 1916 году окончил общеобразовательное отделение Школы живописи, ваяния и зодчества, а в 1919 году — архитектурное отделение Школы зодчества.
В 1923 году поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь Владимирской епархии.
22 марта 1923 года возведён в сан диакона.
Смоленско-Зосимову пустынь вскоре закрыли и большинство братии перешло в Высоко-Петровский монастырь.
В 1925 году пострижен в монашество в Высокопетровском монастыре Москвы архиепископом Варфоломеем (Ремовым). 16 января 1927 года возведён в сан иеромонаха.
Летом 1929 года храм в Петровском монастыре был закрыт, и монахи перешли в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке.
В 1932 году архиепископом Варфоломеем (Ремовым) возведён в сан архимандрита.
16 апреля 1932 года арестован за «проведение систематической антисоветской агитации». Был освобожден одним из первых из арестованных.
С 1932 года был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках, в Москве.
В начале 1933 года подал в правоохранительные органы сведения о том, что при храме преподобного Сергия созданы нелегальный монастырь и Духовная академия, и во время следствия выступил свидетелем обвинения против братии и прихожан Сергиевского храма. Всего по этому делу было арестовано двадцать четыре человека — священнослужители и миряне, в том числе и преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский).
21 мая 1935 года указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия архимандриту Алексию определено быть епископом Каширским, викарием Московской епархии.
2 июня 1935 года в храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Путинках, состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Каширского. Хиротонию совершали митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) и викарии Московской епархии — архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) и епископ Бронницкий Сергий (Воскресенский).
С 3 января 1936 года — епископ Серпуховский, викарием Московской епархии.
18 августа 1937 года назначен епископом Вологодским; указ «приостановлен» по причине болезни епископа.
С 25 августа 1937 года — епископ Егорьевский, викарий Московской епархии.
С 14 сентября 1937 года — епископ Ивановский.
В 1938 году после того как он увидел в советских газетах имя патриаршего местоблюстителя среди «шпионов и диверсантов», поспешил объявить о разрыве с ним и провозгласил «автокефалию» в Иванове. В 1939 году запрещён в священнослужении и предан суду архиереев. Акт запрещения подписали: митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Алексий (Симанский), архиепископ Палладий (Шерстенников).
Однако вскоре он был принят назад в Московский Патриархат, поселился в Москве и уже 22 августа 1940 года участвовал в хиротонии епископа Дамаскина (Малюты). 31 октября 1940 года назначен епископом Тульским, с поручением архиерейских служений в московском храме святителя Николая в Хамовниках.
После присоединения к СССР Бессарабии и Северной Буковины встал вопрос об устроении церковной жизни в этих землях и поиски кандидата привели к епископу Алексию. Указом Московской Патриархии от 3 декабря 1940 года он был командирован в Кишинёв в качестве управляющего православными общинами Кишинёвской, Бельцкой, Измаильской и Черновицкой епархий сроком на 6 месяцев. Указом Московской Патриархии от 12 мая 1941 года назначен архиепископом Кишинёвским и Бессарабским с оставлением за ним Измаильской и Бельцкой епархий и с поручением управления Черновицкой епархией; он титуловался как «экзарх Бессарабский и Севернобуковинский».
После вторжения немецких войск, в связи с оставлением Красной армией Молдавии, архиепископ спешно покинул свою епархию и был назначен на Орловскую и Курскую кафедру. Известно, что под Воздвижение он служил в кладбищенской церкви Орла[5]. Когда же неприятель занял и Орёл 3 октября 1941 году, ему 14 октября того же года был усвоен титул архиепископа Тамбовского.
На февраль 1942 года — архиепископ Уфимский, но в Уфу прибыть не смог, живя в Москве.
С 13 июля 1942 года — архиепископ Рязанский, с позволением выехать в свою епархию.
С 14 июля 1943 года — управляющий Калужской и Тульской епархиями.
8 сентября 1943 года он был участником Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
С мая 1944 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.
Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Во второй половине 1945 года он был послан патриархом Алексием в Америку для переговоров с митрополитом Феофилом (Пашковским) о возобновлении канонической связи Северо-Американской митрополии. 6 сентября архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий прибыл в США. Его приём был подготовлен и осуществлён духовенством и мирянами как Московского Патриархата, так Северо-Американской митрополии, объединившихся в специальный Комитет по встрече патриаршего посланника. Помимо представителей Русской Православной Церкви, к приезду архиепископа Алексия проявили значительный интерес американские религиозные организации, полагая, что его визит будет содействовать делу объединения.
Под воздействием церковно-общественного мнения, которое выражали клирики и прихожане Североамериканского митрополичьего округа, митрополит Феофил изъявил согласие на личную встречу с патриаршим посланником, которая состоялась 25 октября 1945 года в здании американской митрополии. На этой встрече митрополит Феофил предъявил архиепископу Алексию следующие условия воссоединения: полная автономия, утверждение его, митрополита Феофила, главой Церкви в Америке и невмешательство Московской Патриархии во внутренние дела автономии. Архиепископ Алексий, ссылаясь на то, что пункты условий представлены на английском языке, потребовал отдельного перевода их на русский язык и отложил продолжение обсуждения до следующей встречи. Патриарх телеграфировал своему посланнику: «Условия Митрополита Феофила признаю неприемлемыми».
8 ноября состоялась вторая встреча архиепископа Алексий и митрополита Феофила. На ней патриарший представитель выдвинул встречные требования к митрополиту Феофилу: признать Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) главой Американской Церкви; разорвать все отношения с главой РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским) и созвать в ближайшее время Всеамериканский Собор.
С самого начала своей миссии в Северной Америке архиепископ Алексий (Сергеев) резко дистанцировался от патриаршего экзарха митрополита Вениамина (Федченкова) и даже не служил вместе с ним. Считалось, что так переговоры с митрополитом Феофилом будут проходить успешнее. Уверяя, что наделен особыми патриаршими правами, архиепископ Алексий совершенно отстранил митрополита Вениамина от управления епархией и не только не советовался с ним по «американским вопросам», но даже и не слушал его мнения.
7 марта 1946 года архиепископ Алексий (Сергеев) отбыл в Москву, учредив вместо себя «комиссию» по делам примирения во главе с епископом, а вскоре архиепископом Нью-Йоркским Макарием (Ильинским).
13 января 1947 года назначен архиепископом Курский и Белгородский.
3 июня 1948 года назначен архиепископом Челябинским и Златоустовским, но указу не подчинился. 2 июля того же года уволен на покой, а 24 августа вновь назначен на ту же кафедру.
Когда с зимы 1948—1949 годов в стране вновь ужесточился контроль за деятельностью религиозных организаций, опять начались аресты священнослужителей и закрытия церквей патриарх Алексий постоянно призывал духовенство к осторожности, сдержанности в действиях, чтобы по возможности исключить любую возможность применения жёстких мер со стороны властей.
Архиепископ Алексий, не будучи сторонником активного архиерейского служения, сделал всё возможное в духе требований властей. Практически были прекращены поездки управляющего по епархии; ежемесячный выпуск бюллетеня о церковной жизни епархии архиепископ посчитал несвоевременным, от священников же он требовал сокращения времени службы, «ибо в церковь приходят трудящиеся, которые до этого занимались общественно-полезным трудом». Все ходатайства верующих об открытии храмов отклонялись и, наоборот, заявления-требования местных органов власти о закрытии действующих храмов, как правило, решались положительно. В январе 1949 года он подписал указ по епархии о запрещении священникам выполнять религиозные требы на дому и, наконец, своим решением от 19 апреля 1949 года рекомендовал ограничить колокольный звон на Пасху и «сосредоточить на территории храма или кладбища все обычаи, церковным уставом требуемые совершать вне стен храмов епархии».
Постановлением Синода от 17 марта 1950 года назначен архиепископом Калининским и Кашинским.
20 июля 1951 года ему поручено временное управление Великолукской епархией.
29 июля 1954 года, согласно прошению, уволен на покой, по постановлению Синода «с лишением на будущее время права занимать какую-либо епископскую кафедру». Во всех областных и краевых газетах были напечатаны выдержки из скандального процесса во время управления им Калининской епархией.
Однако с 14 марта 1957 года назначается архиепископом Алма-Атинским.
Но уже 20 февраля 1958 года решением Синода, несмотря на его прошение о предоставлении двухмесячного отпуска, уволен на покой «по болезненному состоянию».
Проживал на покое в Москве. Скончался 6 апреля 1968 года в Москве после продолжительной болезни. Отпевание состоялось 8 апреля 1968 года в храме Калитниковского кладбища в Москве. На этом же кладбище он и был погребён.
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти