Арецкий Борис Соломонович (71 год)
Вы знали этого человека?
Расскажите, пожалуйста, о нём.
Советский кинооператор комбинированных съёмок. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950), член Союза кинематографистов СССР (Московское отделение).
Борис Арецкий родился 25 марта (7 апреля) 1907 года. Ещё будучи учащимся бывшей Медведниковской гимназии увлекся кинематографом, его самыми яркими юношескими впечатлениями были «Броненосец «Потёмкин» и «Багдадский вор». По окончании школы сперва поступал в медицинский институт, но завалил математику, хотя и знал её отлично. Тогда поступил в Государственный техникум кинематографии на операторский факультет, называвшийся тогда техническим отделением.
В 1930 году, когда ГТК реорганизовали в ГИК и туда стали приглашать больших мастеров, Б. Арецкий восстановился. Студенты сбегались послушать Эйзенштейна и Пудовкина. Среди прочих, операторское мастерство и комбинированные съёмки преподавал Нильсен, киноаппаратуру вёл Шеленков, операторское искусство — Головня.
В 1933 году Арецкий практикантом попал на съёмки картины «Весёлые ребята».
По окончании операторского факультета ВГИКа в 1935 году, защитив диплом по методу транспарантной киносъёмки, Арецкий начал работать на «Мосфильме».
В первые годы много занимался техническими вопросами совершенствования рирпроекции, вылившиеся в написание статьи для мосфильмовского сборника 1941 года.
В годы ВОВ работал в составе ЦОКС, где под руководством А. Птушко каждодневно приходилось снимать макетные взрывы мостов, нефтяных баков и т.п. в специально приспособленном для этого цирке «Шапито».
В фильме «Падение Берлина» Арецким была проделана огромная по сложности работа. Среди большого количества кадров с макетами и пиротехническими эффектами есть и снятый с панорамой вокруг передней узловой точки объектива — от бомбёжки моста с частотой 90 кадр/c к актёрской сцене c нормальной частотой (24 кадр/с). Переход от ускоренной съёмки к нормальной делался при панорамировании реостатом мотора с одновременной компенсацией экспозиции щелью обтюратора.
Одним из первых советских кинооператоров освоил комбинированные съёмки в широкоформатных и широкоэкранных фильмах.
Коллеги подмечали режиссёрскую жилку Б. Арецкого, много и активно участвовавшего в предварительной разработке сценария.
Одна из особенностей черт его характера состояла в том, что в своей деятельности он всегда опирался на последние достижения и открытия в области комбинированных съёмок и хотя сам внёс целый ряд технических новинок, всё же оставался больше художником, нежели конструктором. Сам он говорил об этом так: «Горбачёв изобрёл инфрамаску и посвятил всю свою жизнь борьбе с недостатками плёнки. Болтянский ушёл в НИКФИ после войны. Я же стал заниматься комбинированными съёмками. Мне лично нравится и кажется эта работа намного интереснее всех остальных. По-моему, если где и остались романтики в кинематографе, так это в области комбинированных съёмок».
На протяжении многих лет Б. Арецкий был бессменым председателем Творческого Бюро цеха комбинированных съёмок «Мосфильма».
Умер 29 июля 1978 года.
Семья: жена — Варвара Васильевна (в девичестве Никольская), театровед; дочь — Марина (род. 1945), филолог, переводчик.
Похоронен на Головинском кладбище рядом с родителями (участок №9).
Если вам дорога память об этом человеке, вы можете оставить здесь слова памяти